Философское учение Л.Е. Габриловича в контексте логико-гносеологического направления в истории русской мысли XX века
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-2-168-183Ключевые слова:
Л.Е. Габрилович, логико-гносеологическое учение, Леопольд Лёвенгейм, Вильгельм Шуппе, Иммануил Кант, нормативизм, имманентная философия, феноменология, формализм, концепция «актуальных форм»Аннотация
В статье рассматривается становление философской концепции русского мыслителя первой половины XX в. Леонида Евгеньевича Габриловича (1878–1953). В центре внимания автора статьи – ранние работы Габриловича дореволюционного периода, в частности его статьи «О понятиях истинности и достоверности в теории знания» (1908), «О двух научных понятиях мышления (к обоснованию одной дативистской логики)» (1909), «О значении и сущности элементарных понятий (попытка новой разработки проблемы универсалий)» (1910). Выявляется, что в своем философском творчестве Габрилович последовательно и целеустремленно проводил разработку собственной концепции, характер которой позволяет относить его философию к логико-гносеологическому направлению в русской философии XX в. В статье доказывается, что по своему замыслу и структуре рассматриваемые здесь тексты Габриловича, раскрывающие темы математического формализма, дативистской логики, являлись определенными этапами в разработке мыслителем собственной логико-гносеологической концепции, которую в книге 1914 г. он называл теорией математического мышления и актуальной формой. Делается вывод, что концепция «дативистской логики», развиваемая Габриловичем в статьях 1909 и 1910 гг., выльется впоследствии в его теорию «актуальных форм».