Свобода, творчество, дух: альтернативная метафизика Н.А. Бердяева
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-2-21-36Ключевые слова:
Бердяев, дух, творчество, свобода, метафизика, идеализм, эсхатология, парадокс, пневматологияАннотация
Уникальной чертой философии Н.А. Бердяева является монотематическая связность его идей и концепций. Эта особенность обеспечена постоянно повторяющимися и вариативно развивающимся темами свободы и творчества, манифестированными в работах дореволюционного периода и получившими концептуальную религиозно-философскую разработку в эсхатологической метафизике духа. Борьба за «метафизический идеализм» стала главным делом его жизни, понимаемой как выражение творчества духа – духовного подвига личности. Вопрос о свободе как онтологическом основании был поставлен Бердяевым радикально, приведя к трансформации философской системы идеализма. С одной стороны, Бердяев оправдывает автономию творческого духа человека, с другой, трактует все события жизни в эсхатологической перспективе, что делает его философский проект парадоксальным как в своих теоретических положениях, так и в способах их представления и аргументации. С нашей точки зрения, итоговая формула религиозной философии Бердяева, определяемая мыслителем как эсхатологическая метафизика, с полным основанием может быть названа альтернативной существующим философским системам. В статье ставится вопрос о том, что Бердяев вносит в историю метафизики, а также в чем особенности его идеализма, претендующего при всей субъективной радикализации и теоретической противоречивости на целостность и системность философской программы.