Процессуальная логика в практике помощи детям: анализ случая
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-43-53Ключевые слова:
процессуальная логика (П-логика), субстанциальная логика (С-логика), психологическая помощь, педиатрия, дети, родителиАннотация
В статье обсуждается эмпирическая иллюстрация применения процессуальной логики на материале консультации психолога дошкольного образовательного учреждения по поводу проблем, связанных с психическим расстройством у одного из воспитанников учреждения. Демонстрируется, как в работе с единичным случаем процессуальная логика позволяет изменить фокус внимания, сохранив рациональную обоснованность действий. Ситуации, связанные со здоровьем, сложны для описания в субстанциальной логике, поскольку течение заболевания зависит от действий самого больного и других людей. Это ограничивает возможность пользоваться фундаментальным для субстанциальной логики законом тождества. Заболевание оказывается «не тем же самым», а изменяется в связи с действиями. Так возникает неустранимая неопределенность, особенно значимая для педиатрии, где основанные на рациональном осмыслении заболевания действия родителей существенно усложняют ситуацию по сравнению с медициной взрослых. А в процессуальной логике мы видим течение заболевания как таковое, как процесс, что исключает неопределенность. Течение обосновывает действия в отношении заболевания и их оценку. В той мере, в какой действие меняет течение заболевания в желаемом направлении, действие можно считать успешным. В описанном случае логика осмысления ситуации консультантом изменила логику осмысления ситуации консультируемым. Обсуждаемая проблема смягчилась и перестала восприниматься непреодолимой. Смена логики не потребовала специальной подготовки консультируемого. Следовательно, переход от субстанциальной к процессуальной логике осмысления может способствовать решению практических проблем в сфере педиатрии.