Трансформация чувственности в постантропоцентричном искусстве
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-3-84-99Ключевые слова:
аффект, эмоция, автономия аффектов, деантропологизация, постантропоцентризм, распределенный эстезис, объектное искусство, тотальная инсталляция, интенсивность, чувственность, ассамбляжАннотация
В данной статье исследуется изменение параметров чувственности в контексте постантропоцентричной парадигмы в искусстве. Как к более частной теме мы обращаемся к механизму конструирования аффектов, исходя из их внешней автономии в искусстве. Принципиальная разомкнутость сферы чувственности описывается в контексте объектных онтологий через способы связанности и обусловленности, располагающиеся вне сферы опыта отдельного индивида. Дается обобщенное описание процедур постантропоцентричной парадигмы распределенного эстезиса. В статье рассматривается сдвиг в понимании функции и автономии искусства, связанный с появлением объектных форм искусства. Современное состояние объектного искусства, в частности тотальных инсталляций, предполагает иную парадигму эстезиса. Дается прояснение специфики работы такой парадигмы на основе различения аффекта и эмоции в концепции автономии аффекта у Брайана Массуми. Делается вывод о том, что в деантропологизированных средах чувственность работает как цепь распределенных аффектов, связанных с эффектами нарастания интенсивности и торможения интенсивности через формы апроприации аффекта в цепь последовательных инстанций чувственности. Общетеоретическая задача статьи – дать описание работы структур аффектации в условиях объектной деантропологизации. Прикладная задача статьи – описать механизмы понимания и восприятия объектных форм искусства, в частности такой его формы, как тотальная инсталляция.