Буддизм и социализм в философии Сэно Гиро (1890–1961)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-2-109-121Ключевые слова:
Сэно Гиро, Синко Буккё Сэйнэн Домэй, нитирэнизм, буддизм, марксизм, гуманистическая этика, монотеизм, креационизмАннотация
В данной статье рассматриваются философские взгляды Сэно Гиро (1890–1961), основателя движения «Синко Буккё Сэйнэн Домэй» («Молодежная лига возрождения буддизма»). В ходе исследования показывается, что Сэно Гиро стремился разработать собственное оригинальное философское учение, соединив комплекс буддийских доктрин и основные положения социализма, который был популярен в либеральных кругах Японии в то время. Анализируются основные тенденции его движения, которое было направлено на реформацию традиционных буддийских институтов и создание той формы буддизма, которая бы более подходила для требований современной эпохи. Прослеживается эволюция взглядов Сэно Гиро от простой приверженности догмам нитирэнизма до представления о том, что буддизм, реорганизованный на основе идей западной философии, может быть решением тех проблем, которые возникли в обществе с появлением капитализма. Таким образом, делается вывод о том, что Сэно Гиро не только призывал к полной реформации японского буддизма (как это делали многие японские интеллектуалы того времени), но также стремился к его практическому воплощению, рассматривая синтез социализма и буддизма как наиболее подходящий вариант. По мнению Сэно Гиро, изучение политической философии социализма поможет пробудить буддистов от их «догматического сна», а буддизм, в свою очередь, дополнит социалистический атеизм и материализм гуманистической этикой, в силу того что в нем отсутствуют присущие христианству монотеизм и креационизм.