Изображения как субституты: от Гомбриха до визуальных исследований

Авторы

  • Д. И. Небольсин Нацио­нальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-102-114

Ключевые слова:

изобразительная репрезентация, теория образа, философия восприятия, аналитическая эстетика, визуальная культура, визуальные исследования, история искусства, Гомбрих, Ноэ, Уолтон

Аннотация

Статья посвящена реконструкции, анализу и контекстуализации сравнительно ма­лоизвестного мотива в истории междисциплинарных дискуссий об образном и ви­зуальном. Речь идет о теориях, в которых изобразительная репрезентация рассмат­ривается по модели субституции изображением его объекта. Выявляется, что эта идея, на первый взгляд представляющаяся не более чем удобной объяснительной метафорой, содержит в себе целый ряд неожиданных философских импликаций и направлений ее дальнейшей разработки. Это связано с тем, что концепция субсти­туции позволяет отойти от привычной идеи репрезентации как сходства или рефе­ренции. Так, историк искусства Эрнст Гомбрих, используя ее в рамках полемики с более традиционными теориями изображений, пришел к методологически про­дуктивной идее примата изобразительной функции над формой. В свою очередь, аналитический философ Кендалл Уолтон расширил наблюдения Гомбриха до ори­гинальной теории искусства, в которой репрезентация объясняется через понятия фикциональности, воображения и участия, а философ восприятия Алва Ноэ пред­ложил концепцию, проясняющую взаимосвязь визуальной субституции с перцеп­тивным опытом и когнитивными способностями человека. В статье также демон­стрируется, что концепция субституции приобретает особенную теоретическую ак­туальность в силу ее тематической близости исследованиям последних десятилетий в рамках визуальных исследований, теории образа и Bildwissenschaft. В качестве наиболее ярких примеров этой близости рассматриваются дискуссии, посвященные проблемам изобразительного присутствия и аффективных, нерациональных реак­ций на изображения, а также концепция Хорста Бредекампа, в которой субституция трактуется как одна из разновидностей образных актов. Демонстрируется, что кон­цепция визуальной репрезентации как субституции оказывается достаточно продук­тивным теоретическим инструментом, позволяющим учесть важные для исследова­ний визуальной образности факторы, которые редко упоминаются в одном ряду.

Загрузки

Опубликован

2022-03-03

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Как цитировать

[1]
2022. Изображения как субституты: от Гомбриха до визуальных исследований. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 1 (Mar. 2022), 102–114. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-102-114.