Структура субъекта «опыта сознания» и путь постижения духа в философии Гегеля: время, история, «воспоминание»

Авторы

  • В. И. Коротких Елецкий го­сударственный университет им. И.А. Бунина (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-37-50

Ключевые слова:

философия Гегеля, «Феноменология духа», опыт сознания, субъект опыта, понятие бесконечности, время, история, воспоминание

Аннотация

Предметом исследования является значение структуры субъекта повествования (рассказчика) «Феноменологии духа» для понимания содержания базовых концеп­тов произведения – «времени, «истории», «воспоминания». Эта структура опреде­ляется соотношением сознания автора и читателя («нашего сознания»), сознания как предмета рассмотрения («самого сознания») и его «предмета». Каждый из субъ­ектов опыта проходит один и тот же с точки зрения логического содержания путь конституирования предметности («круг» «опыта сознания»), однако в результате феноменологического движения как целого происходит последовательное усложне­ние самой предметности. «Время», «история» и «воспоминание» представляют со­бой концепты, которые выступают в качестве универсальных предметных экви­валентов опыта, соответствующих указанным модусам субъекта повествования. В них отражается движение сознания к постижению духа как самого сложного типа предметности, которое не только определяет основной сюжет «Феноменологии», но и сохраняет свое значение для всей философии Гегеля, поскольку самосознание ду­ха в форме «воспоминания» об этапах его становления остается основанием всех последующих системных построений философа. Необходимость признания диало­гического характера «Феноменологии духа» определяется тем, что смысл повество­вания складывается из перекличек, возникающих вследствие воспроизведения од­них и тех же сюжетов опыта с разных точек зрения, в результате чего и происходит восхождение к духу и охватывающему его «воспоминанию». Анализ времени, исто­рии и «воспоминания» как форм предметности «опыта сознания» показывает, что Гегель разработал и принципиально отличную от известного курса «Философии ис­тории» «Феноменологию истории»: в качестве глубинного слоя исторического про­цесса в ней выступает не движение понятий, а движение образов сознания, воспро­изводимое в «воспоминании» как историческом эквиваленте разработанной позд­нее «Логики».

Загрузки

Опубликован

2022-03-03

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2022. Структура субъекта «опыта сознания» и путь постижения духа в философии Гегеля: время, история, «воспоминание». Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 1 (Mar. 2022), 37–50. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-37-50.