Каббала Моше Кордоверо и ее рецепция в Европе конца XVII в.

Авторы

  • К. Ю. Бурмистров Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-21-36

Ключевые слова:

каббала, еврейская философия, иудаизм, Моше Кордоверо, Ицхак Лурия, Зоѓар

Аннотация

Моше бен Яаков Кордоверо (1522–1570) – один из наиболее влиятельных представителей поздней каббалы, центром которой в XVI в. становится город Цфат в Северной Галилее (Османская империя). Предложенное им систематическое объяснение основных концепций каббалы оказало значительное влияние на по­следующее развитие этой философско-мистической школы в иудаизме. Характерные особенности взглядов Кордоверо и его последователей были связаны с по­пыткой «демифологизировать» каббалу, создать некий синтез более ранних ее направлений и выработать на их основе единую умозрительную теорию. В то же время с конца XVI в. приобретает все большее влияние школа каббалы Ицхака Лурии (1534–1572), стремившегося предложить совершенно новую интерпрета­цию основных концепций этого учения путем ее ремифологизации. Как правило, считается, что именно каббала Лурии находилась в центре интересов христиан­ских исследователей каббалы XVII в., в свою очередь повлиявших на взгляды це­лого ряда европейских философов (Г. Мор, Г.В. Лейбниц, Дж. Локк, Ф.К. Эттингер, Ф.К. фон Баадер, Ф.В.Й. Шеллинг, Ф.Й. Молитор и др.). В статье предпринята попытка пересмотреть это представление и показать, что идеи Кордоверо были также весьма существенны для европейских мыслителей XVII в., занимавшихся переводами и истолкованием каббалистических сочинений. В основе статьи ле­жит анализ оригинальных источников, а также латинских переводов сочинений этой школы каббалы, выполненных в XVII в.

Загрузки

Опубликован

2022-03-03

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2022. Каббала Моше Кордоверо и ее рецепция в Европе конца XVII в. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 1 (Mar. 2022), 21–36. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-21-36.