«Философская робинзонада» Ибн ан-Нафиса
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-4-98-112Ключевые слова:
«философская робинзонада», калам, мутазилизм, ашаризм, матуридизм, арабоязычный перипатетизм, Ибн ан-Нафис, Ибн Туфайл, Ибн Халдун, арабо-мусульманская философияАннотация
В предложенной вниманию читателя статье детально рассматривается философско-религиозное учение известного врача и мыслителя XIII в. Ибн ан-Нафиса на материале его трактата «Послание Камила о пророческом жизнеописании», представляющего собой последнее классическое произведение, написанное в жанре «философской робинзонады». Автор анализирует содержание вышеупомянутого труда и подробно исследует связь «Послания…» как с предшествующими ему традициями арабо-мусульманской мысли, так и с появившимися спустя несколько десятилетий после его написания теориями отца социологии Ибн Халдуна. Показывается, что теология Ибн ан-Нафиса совпадает в целом с традиционной матуридитской богословской доктриной, тогда как его естественно-философские и антропологические выкладки развивают справки мутазилитских мутакаллимов и арабских перипатетиков (в особенности Ибн Туфайла). Что до учения знаменитого улема об обществе и сущности социальных процессов, то оно на несколько веков предвосхищает концепции Ибн Халдуна: в частности, Ибн ан-Нафис разрабатывает дихотомию «жители городов – жители пустынь», категорию «обустроенность» (ʻумран) и теорию о влиянии на народы совокупности географических факторов – региональных, преимущественно климатических, особенностей. Также египетский врач обращается к анализу закономерностей исторического процесса и влияния на него тирании правителей и экономических отношений. Отдельно рассматривается эсхатологическая «футурология» Ибн ан-Нафиса, считавшего, что предсказанный Писанием и преданием ислама конец света наступит в силу ряда естественных причин, возникновение которых, в свою очередь, станет возможным благодаря особенностям хода человеческой истории.