Субстанциальный дуализм Ричарда Суинбёрна: со­временное состояние и критика

Авторы

  • А. С. Павлов Москов­ский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-3-175-188

Ключевые слова:

аналитическая философия, проблема сознание-тело, Суинбёрн, субстанциальный дуализм, философия сознания

Аннотация

Настоящая статья представляет собой одну из первых статей на русском языке о взглядах Ричарда Суинбёрна по проблеме сознание-тело. Ричард Суинбёрн – со­временный британский теолог и аналитический философ, специализирующийся в области философии религии и философии науки. В философии сознания Суин­бёрн отстаивает весьма непопулярную позицию – субстанциальный дуализм. Эта позиция опирается на картезианский дуализм и некоторые давние схоластические концепции. Суинбёрн стремится обосновать все варианты дуализма сознание-тело: от дуализма предикатов через дуализм свойств к дуализму субстанций. Как и Де­карт, Суинбёрн рассматривает ментальное и физическое как две совершенно раз­личные области. В частности, он отрицает тезис супервентности ментального на фи­зическом, разделяемый сегодня большинством аналитических философов созна­ния, и постулирует каузальный интеракционизм ментального и физического. Также Суинбёрн использует понятие субстанции. Субстанцию он определяет как нечто не сводимое к совокупности инстанцированных в ней свойств. Относительно про­блемы природы человека Суинбёрн придерживается составного дуализма, согласно которому природа человека состоит из двух частей: существенной (ментальная суб­станция) и несущественной (физическая субстанция). Опираясь на свой дуализм субстанций и модальный аргумент Декарта, Суинбёрн утверждает, что существова­ние сознания не зависит от существования физического тела. Автором приводятся возражения против субстанциального дуализма Ричарда Суинбёрна. Некоторые из этих возражений основаны на аргументах других известных аналитических фи­лософов. В заключение утверждается, что едва ли возможно рассматривать суб­станциальный дуализм Суинбёрна как корректную теорию сознание-тело. По мне­нию автора, в этой теории вводится множество необоснованных гипотез, и в дей­ствительности она не выполняет возложенную на нее объяснительную задачу.

Загрузки

Опубликован

2020-09-04

Выпуск

Раздел

ЛОГИКА И ФИЛОСОФИЯ

Как цитировать

[1]
2020. Субстанциальный дуализм Ричарда Суинбёрна: со­временное состояние и критика. Философский журнал | Philosophy Journal. 13, 3 (Sep. 2020), 175–188. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-3-175-188.