Basis of genre in a literary novel
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-1-118-137Ключевые слова:
роман, жанр, искусство, литература, эстетические качества, мир смыслов, эстетический объект, ценность, литературность, философичностьАннотация
В данном очерке представлен критический анализ оснований, по которым осуществляется различие литературных романов по жанрам. Какова эпистемологическая и онтологическая локализация этих оснований? Автор отстаивает тезис, согласно которому основа жанрового различия романов конституируется темой. Тема произведения существует в качестве потенциальности внутри литературного измерения романа, понимаемого в качестве значимой формы. Статья состоит из трех частей. Первая часть посвящена искусству как основанию литературного измерения романа, ведь именно наличие эстетических качеств делает роман произведением литературного искусства. Вторая часть посвящена тезису о том, что тема как основа жанрового различия существует в качестве потенциальности в литературном измерении романа. В третьей части более подробно представлена экспозиция того, как тема претворяется в жизнь в качестве мира смыслов в опыте эстетического. Если обладание эстетическими качествами делает роман произведением литературного искусства, если литературное измерение присутствует в романе как потенциальность, содержащая значимую форму, если тема существует в литературном измерении романа, то тема должна существовать в романе не как сюжетная линия, а как литературное произведение, т.е. как потенциальность в своем литературном измерении и больше нигде. Именно поэтому литературное произведение искусства может и должно самостоятельно заявлять о своей жанровой принадлежности.