Проблема организации повествовательного про­странства в «Феноменологии духа» Гегеля

Авторы

  • В. И. Коротких Елецкий го­сударственный университет им. И.А. Бунина (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-1-20-35

Ключевые слова:

«Феноменология духа», повествовательное пространство, опыт сознания, понятие бесконечности, диалогический характер повествования, самосознание

Аннотация

Предпринимаемый в статье анализ повествовательного пространства «Феноменоло­гии духа» осуществляется на основе разграничения в опыте сознания точек зрения наблюдающего сознания (сознания автора и читателя), наблюдаемого сознания и его предмета. Они различаются по своему месту в структуре феноменологической предметности и роли в движении опыта, но последовательно достигают единой в логическом отношении структуры – «бесконечности». Повествовательное про­странство произведения оказывается диалогом, участники которого проходят один и тот же путь к «бесконечности». Однако в произведении развитие каждой сюжет­ной линии должно быть вплетено в движение опыта как целого, и перед философом возникает принципиальная проблема организации повествовательного простран­ства, заключающаяся в необходимости координации в тексте описаний отдельных этапов опыта, на которых роль субъекта принимает на себя каждый из участников диалога. Автор пытается ответить на вопрос, почему в повествовательном про­странстве «Феноменологии духа» развитие точек зрения участников диалога осу­ществляется не «параллельно», не в едином времени опыта, а последовательно, вследствие чего в описании опыта обнаруживаются «разрывы», предполагающие необходимость возвращения к его исходному пункту и повторного прохождения уже знакомых читателю этапов логической реконструкции «бесконечности». В ста­тье показывается, что Гегель избирает именно тот способ организации повествова­тельного пространства, который ведет к освобождению предмета сознания от связи с «устойчивым существованием» и возведению его к «бесконечности» как структу­ре спекулятивной предметности, или, в качестве особого формообразования, – к са­мосознанию. Автор рассматривает полученные результаты как аргумент в защиту положения о целостности и внутренней согласованности «Феноменологии духа».

Загрузки

Опубликован

2020-02-21

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2020. Проблема организации повествовательного про­странства в «Феноменологии духа» Гегеля. Философский журнал | Philosophy Journal. 13, 1 (Feb. 2020), 20–35. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-1-20-35.