Опыт самокритики русской интеллигенции: язык, литература, история

Авторы

  • И. А. Майданская Белгородский го­сударственный национальный исследовательский университет (Россия)
  • М. А. Майданский Белгородский го­сударственный национальный исследовательский университет (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-174-180

Ключевые слова:

интеллигенция, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, русская идея, целостная личность, философия жизни, чувство жизни

Аннотация

В новой книге Светланы Климовой прослеживается история формирования русской интеллигенции, критически исследуется специфика ее «бинарного мифосознания». Понятие интеллигенции здесь не столько социологическое, сколько идеологиче­ское – унаследованное от авторов сборника «Вехи». К интеллигенции причисляют­ся исключительно те, чье сознание укладывается в квазирелигиозный дискурс, ха­рактерными чертами которого являются: непримиримое противостояние властям; поза пророка, убежденного в своем моральном и интеллектуальном превосходстве над противником; восприятие общества сквозь призму бинарных оппозиций «про­грессивное – реакционное», «старое – новое», «свои – чужие» с периодической ин­версией ценностей; романтический культ революции, с одной стороны, и культ ре­лигии – с другой. Параллельно складывается «диалогический» дискурс, в котором Климова усматривает альтернативу дискурсу «интеллигентскому». Ключевые тер­мины в этом новом дискурсе: «цельное», «целостность», «всецелое» (сознание, зна­ние, личность). Лидерами «диалогистов» становятся Л. Н. Толстой и Ф. М. Досто­евский (хотя последнему, по мнению Климовой, не удалось в полной мере преодолеть соблазн интеллигентского мифотворчества). Эти русские писатели по­казали «живую любовь» во всем богатстве и многообразии ее проявлений, утвер­ждает Климова. Особое внимание уделяется субъективной стороне их творчества: частной переписке и дневникам, личным чертам и обстоятельствам биографии пи­сателей. Большой параграф посвящен «философскому диалогу» Толстого с литера­турным критиком Страховым. В их переписке Климова усматривает отправной пункт религиозно-философского поворота Толстого. Страхов оказался для него «со‑автором понимания», помогавшим Толстому выработать «новую философию жизни». Основой и истоком этой философии становится субъективное чувство жиз­ни: «я живу».

Загрузки

Опубликован

2019-08-26

Выпуск

Раздел

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Как цитировать

[1]
2019. Опыт самокритики русской интеллигенции: язык, литература, история. Философский журнал | Philosophy Journal. 12, 3 (Aug. 2019), 174–180. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-174-180.