Критика чистого чувствования (и ее критика)

Авторы

  • Д. С. Шалагинов Независимый исследователь (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-1-171-180

Ключевые слова:

критический эстетизм, критика чистого чувствования, эстетика, аффект, становление, субъективность, репрезентация, клише, критерии, капитализм

Аннотация

В рецензии осуществлен анализ работы Стивена Шавиро «Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делёз и эстетика», посвященной так называемому критическому эстетизму – философскому подходу, исследующему аффект и сингулярность, которые рассматриваются в качестве средства создания недиалектического эстетизированного способа критики, основанного на неортодоксальном прочтении Канта Делёзом и Уайтхедом. Базовый тезис американского исследователя состоит в том, что эстетическое суждение является не понятийным, а аффективным, поэтому оно не может быть подчинено предзаданным критериям. Осуществляя перекрестное прочтение текстов Канта, Уайтхеда и Делёза, Шавиро концентрируется на ряде проблем, среди которых важное место занимают вопросы о возникновении нового и формировании субъективности. В рецензии уделяется особое внимание критике репрезентации, а также вопросу о переосмыслении философской практики в свете развиваемых в работе Шавиро делёзианских идей. Проблематизируется собственно критический потенциал критического эстетизма и указывается на сходство развиваемых американским исследователем идей с логикой позднего капитализма. В связи с этим некоторые положения разрабатываемой в книге Шавиро эстетической теории могут быть восприняты в качестве призыва к адаптивности и мобильности, что существенно снижает ее критический потенциал. В заключение приводится набросок альтернативной критической позиции.

Загрузки

Опубликован

2019-02-26

Выпуск

Раздел

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Как цитировать

[1]
2019. Критика чистого чувствования (и ее критика). Философский журнал | Philosophy Journal. 12, 1 (Feb. 2019), 171–180. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-1-171-180.