Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии

Авторы

  • Г. В. Вдовина Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-4-5-20

Ключевые слова:

постсредневековая схоластика, Иоанн св. Фомы, Диониджи Леоне, Стефано Спинола, Бернальдо де Кирос, интенциональный акт, интенциональный объект, термин интенционального акта

Аннотация

В статье рассматриваются три различных подхода к вопросу о термине (содержании) и объекте интенционального акта, выработанные в постсредневековой схоластике. Согласно первому подходу (иезуиты), термин акта реально тождествен самому акту и представляет собой «ментальное слово» (verbum mentis) и формальное понятие (conceptus formalis), тогда как объектом прямого познания выступает внешняя вещь. В другом подходе (поздние томисты) термин интенционального акта реально отличен от самого акта и служит инструментальным («непосредственно познаваемым») знаком внешней вещи-объекта. Согласно третьему подходу (Стефано Спинола), термин и непосредственный объект интенционального акта совпадают и представляют собой внутренний интенциональный, или формальный, объект, а внешняя вещь – это «материальный объект» познания, к которому нет прямого когнитивного доступа. Эти позиции постсхоластических философов перекликаются с теми, которые сформировались в школе Брентано в конце XIX – нач. XX в., и представляют как исторический, так и собственно философский интерес. В статье рассматриваются философские тексты почти не изученных авторов XVII в.

Загрузки

Опубликован

2018-12-04

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2018. Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии. Философский журнал | Philosophy Journal. 11, 4 (Dec. 2018), 5–20. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-4-5-20.