Классификационные списки матики / матрики в раннем буддизме
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-3-56-70Ключевые слова:
ранний буддизм, классификационные списки, матрика, матика, палийский канонАннотация
Целью настоящей статьи является анализ роли, значения и специфики употребления классификационных списков (пали матика / скр. матрика) в раннебуддийской философии. Матики рассматриваются в статье в качестве основы построения раннебуддийских доктринальных текстов, как в плане оформления структуры текста, так и в качестве концептуального каркаса раннебуддийского Учения. На основании текстов «Сутта-питаки», «Виная-питаки» и «Абхидхамма-питаки» автор прослеживает закономерности генезиса основных матик в палийской литературе, а также изменение отношения к матикам в раннебуддийской традиции в целом на основании анализа текстов религиозно-философских направлений раннего буддизма. Статья разделена на пять частей: 1) основные значения термина матика / матрика; 2) роль и значение категориальных списков в раннебуддийской традиции; 3) способы построения матик / матрик в раннебуддийских текстах; 4) анализ основных раннебуддийских классификационных списков; 5) место матик в палийской абхидхамме. Обзорный анализ основных подходов к формулированию и изложению классификационных списков в раннем буддизме, предпринятый в рамках данной статьи, позволяет открыть перспективы для дальнейших специальных работ о функционировании принципа матик в буддийских текстах различных жанров. Наличие классификационных списков в раннебуддийском дискурсе можно считать характерной чертой развития и оформления буддийской культуры порождения и передачи доктринального текста.