Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «вечности»

Авторы

  • Н. В. Мотрошилова Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2016-9-2-82-96

Ключевые слова:

Бруно, Гегель, Шеллинг, единство мира, героическая личность, трансцендентальный идеализм, принцип свободы

Аннотация

Два философских образа Джордано Бруно как «героической личности» и его идей о целостной «жизни универсума», созданные соответственно Гегелем (в лекциях по «Истории философии») и Шеллингом (в диалоге «Бруно»), рассматриваются в их парадигмальном значении для истории философии и для развития современной философской мысли. Центральный пункт гегелевского понимания роли Бруно в истории философии – это идея конгруэнтности личности Бруно и его философских принципов «абсолютного, универсального единства всех вещей». Диалог «Бруно» расценивается как важнейшая веха раннего философского развития Шеллинга, приобретающая трансисторическое значение для тех философов, которые стремятся установить единство мира и разума, материи и формы, природы и человека. К рассмотрению привлекаются классические бруноведческие произведения, связанные с именами П. Бейля, Д. Дидро, а также относящаяся к теме вопроса литература на немецком и итальянском языках, неизвестная в России.

Загрузки

Опубликован

2016-05-24

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2016. Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «вечности». Философский журнал | Philosophy Journal. 9, 2 (May 2016), 82–96. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2016-9-2-82-96.