Между «завтра» и «вечностью»: к полемике Ф.А. Степуна и С.Л. Франка о сущности и задачах христианской политики
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-109-121Ключевые слова:
Вл. Соловьев, абсолютное и относительное значение политики, «Крушение кумиров», социальное христианство, критика секулярных утопий, христианская этика, грех, совестьАннотация
Статья посвящена рассмотрению идеи «христианской политики» у религиозных философов русской эмиграции Ф.А. Степуна и С.Л. Франка. Реконструирована эпистолярно-публицистическая дискуссия между Степуном и Франком середины 1920-х гг. об абсолютном и относительном значении политики, спровоцированная публикацией «Крушения кумиров» Франка. В работе производится сравнение теоретического обоснования сущности и задач христианской политики, выраженное Степуном в статье «Христианство и политика» (1933), а Франком в послевоенных текстах – трактате «Свет во тьме» (1949) и неизданном при жизни эссе «Христианская совесть и политика» (~1946). Автор показывает, что Степун предлагает концепцию социального христианства и делает основанием христианской политики «живое ощущение греховности всех земных дел», а саму политику – долгом христианина, который обязан стремиться туда, где зло интенсифицировано, чтобы «взять неизбежное зло на свою христианскую совесть». В отличие от него Франк остается верен Вл. Соловьеву и основой считает заповеди и нормы христианской этики, а противоречие между принципами частной и общественно-политической жизни людей предлагает решать, артикулируя значение практической сферы – нравов и быта. Оба философа формулируют свою концепцию как критику западноевропейского секуляризированного общества. Принимая во внимание христианские представления о греховной природе человека, они демонстрируют иной путь совершенствования общественного бытия, началом которого служат изменения внутреннего мира личности.