Многоликость юмора и его роль в социокультурной эволюции
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-85-100Ключевые слова:
юмор, смех, теории юмора, сущность юмора, протоюмор, интерактивный ритуал, солидарность, социальные нормы, культурные образцы, ценностиАннотация
Статья посвящена выявлению сущностных признаков, характерных для разных ступеней развития и типов юмора, а также предварительному анализу роли юмора в исторических изменениях, социальной и культурной эволюции. Даны внешние определения юмора, различены две стадии протоюмора и задан критерий «полноценного юмора». Кратко представлены классические теории юмора (превосходство, разрядка и несоответствие), а также некоторые современные теории (благоприятное нарушение, подходящее несоответствие, ложная тревога, сдвиг установок и др.). Успешные эпизоды юмора (когда люди непроизвольно смеются над забавным сочетанием смыслов) рассмотрены с точки зрения теории интерактивных ритуалов (Э. Дюркгейм, Э. Гофман, Р. Коллинз), что позволяет реконструировать скрытые смыслы и основания реакций участников. Показана значимость в каждом успешном эпизоде юмора таких известных феноменов, как совместная интенциональность, синхронизация эмоциональных состояний, всплески эмоциональной энергии, положительное подкрепление, динамика группового членства и др. На основе выявления инвариантных черт наиболее правдоподобных теорий дизъюнктивно объединены главные признаки сочетания смыслов в стимуле юмора как «конфузе». Обсуждается проблема долгого выживания юмора в человеческой предыстории и истории, его функциональность как обеспечение индивидуальных, групповых, а также долговременных общественных потребностей и забот. Особое внимание уделено утверждению социальных норм, порядков, культурных образцов, которые выступают в качестве скрытых символов поклонения в эпизодах юмора как интерактивных ритуалах. Вместе с этим смех и юмор играют немалую роль для расшатывания и изменения порядков, что в последние годы стало привлекать внимание исследователей. Предложена эскизная модель цикла эволюционной спирали, в разных фазах которого смех и юмор выступают в «укрепляющей» и «подрывающей» роли.