Русская религиозная философия в оптике интел­лектуальной истории

Авторы

  • И. И. Павлов Национальный исследовательский уни­верситет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-39-52

Ключевые слова:

русская религиозная философия, интеллектуальная история, история понятий, Кембриджская школа, К. Скиннер, секуляризация, корпоративный разрыв

Аннотация

В статье обсуждается методология исследования русской религиозной философии в условиях описанного В.В. Сидориным языкового и корпоративного разрыва меж­ду историей русской мысли и современной философией. Отталкиваясь от рефлек­сии зарубежных исследователей о российской историографии русской философии, Сидорин в то же время подчеркивает, что исследовательская дистанция историка мысли от объекта изучения не подразумевает крайности исключительно негативной оценки отечественной философской традиции, включая ее религиозную часть. Ана­лиз русской религиозной философии, учитывающий замечания Сидорина, может осуществляться в теоретической рамке интеллектуальной истории Кембриджской школы, предполагающей прочтение текстов как действий на основе следующих принципов: реконструкция полемических контекстов и намерений автора (К. Скин­нер); отход от дисциплинарных оценок (Р. Рорти), презентизма (С. Хаттон) и прак­тик написания истории философии как истории систем (Л. Катана); внимание к личности философов и практикуемым ими мышлению и способу жить (И. Хан­тер, О. Власова); учет семантической подвижности и полемического переопределе­ния понятий (Г. Люббе). При этом методология, исходящая из философии языка позднего Витгенштейна, будет отличаться от нормативно-дисциплинарного подхода Н.С. Плотникова, основанного на немецкой истории понятий, критикуемой Скинне­ром. Что же касается секуляризации как значимого полемического контекста рус­ской религиозной философии, то в оптике интеллектуальной истории он будет рас­сматриваться – возможность чего показывают теория секуляризации Ч. Тейлора и исследования русской философии в работах К.М. Антонова – без устранения «субъективного» уровня мышления и смыслов, реконструируемых через внимание к авторским намерениям и множественности полемических ситуаций.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2025. Русская религиозная философия в оптике интел­лектуальной истории. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 1 (Mar. 2025), 39–52. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-39-52.