Эпохé и отречение от мира в феноменологии и христианской аскетике
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-127-143Ключевые слова:
феноменология, аскетика, интенциональность, вовлеченность, мир, эпохé, отречение от мираАннотация
В статье сопоставляется отношение к миру в христианской аскетике и феноменологическая практика работы с естественной установкой. Соответственно, в фокусе внимания оказываются ключевые шаги реализации, с одной стороны, аскетического, с другой – феноменологического опыта: отречение от мира и феноменологическое эпохé. Автор исходит из того, что в современной философии именно феноменология (в том числе в ее экзистенциальном изводе) сделала темой своих исследований человеческое мироотношение; именно благодаря ей в центре внимания оказываются мир как феномен и экзистенциальные связи человека с миром. В то же время, глубокая проработка опыта мирского существования характерна и для аскетической традиции, в данном случае христианской (буддийская аскетика в статье не затрагивается). Задачей автора является кросс-дисциплинарное сближение обеих традиций и выявление в этом сближении общих проблемных мест. При этом учитываются попытки такого сближения, предпринятые другими авторами (С.С. Хоружий, Н. Депраз, К. Гшвандтнер), указывается на возможные недочеты их подходов, связанные, в интересующем нас аспекте, с излишне смелой трактовкой аскетических практик как своего рода вариантов осуществления феноменологического эпохé. По мнению автора, между тем и другим сохраняется принципиальная разница, т.к. остается под вопросом, может ли вообще эпохé нейтрализовать экзистенциальные связи человека с миром и, соответственно, быть уподоблено отречению от мира в аскетике.