Philosophical death and symbolic language in Giordano Bruno’s "Furori"
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-48-62Ключевые слова:
смерть, символ, субъект, Один, поцелуй, любовь, Бруно, Ренессанс, НеоплатонизмАннотация
В истории философии смерть не только представляла собой конец биологической жизни. В платоновской традиции, особенно в ее плодотворном переплетении с христианской верой, смерть также стала символом кульминации философских усилий, даже самой сути философствования, которое, как сказал Платон в «Федоне», является своего рода упражнением в умирании. В этой статье мы исследуем значение и последствия этой «философской смерти», которая, представляя собой момент глубокого изменения в когнитивном субъекте, также включает в себя изменение в его отношениях с философским дискурсом. Платонизм, христианство, символизм: платонизирующее христианское Возрождение представляет собой исторический момент, в котором эти элементы сочетались уникальным образом. Исследование темы проведено на основе анализа текста Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» («De gli eroici furori», 1585), где образ mors osculi, со страниц «Песни Песней», на протяжении веков обогатившийся неоплатоническими интерпретациями, предстал символом преодоления индивидуальной субъективности и рациональной дискурсивности в интеллектуальном созерцании Единого. В заключение в статье утверждается, что созерцательное молчание и символ не являются чуждыми философской деятельности или даже ее прекращению. Скорее, они могут представлять высший и кульминационный момент интеллектуального и философского усилия, о чем свидетельствует тысячелетняя традиция, сегодня отчасти забытая.