О нормативности принципа Клиффорда

Авторы

  • К. В. Карпов Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-23-39

Ключевые слова:

Уильям Клиффорд, «Этика убеждений», доксастические нормы, пруденциальные нормы, моральные нормы, эпистемические нормы, Метафизическое общество, эпистемическая нормативность

Аннотация

В статье анализируется вопрос о нормативности принципа Клиффорда, гласящего: «Неправильно всегда и везде для кого бы то ни было формировать убеждение о чем-либо на основании недостаточных для того свидетельств». Обычно он понимается как столкновение двух типов доксастических норм: моральной и эпистемической. При этом исследователи никак не могут прийти к какой-то одной линии интерпре­тации идей Клиффорда. В настоящей статье проводится сопоставление текстов до­клада Уильяма Клиффорда «Этика убеждений», представленного на заседании Ме­тафизического общества (1876), и текста одноименного докладу эссе, которое было написано по итогам обсуждения доклада и опубликовано в журнале «Современное обозрение» (1877). Пользуясь инструментарием современной дискуссии по проблеме этики убеждений, автор предлагает новую интерпретацию нормативности принципа Клиффорда. В основе анализа лежит вопрос о том, каким ценностям соответствуют те нормы, которые нашли отражение в тексте доклада и эссе. Автор показывает, что принцип Клиффорда можно понимать как последовательно разворачивающуюся деонтологию от пруденциальных доксастических норм (ценность общего блага) через моральные (деонтологическая ценность) к, собственно, эпистемическим (але­тическая ценность). Пруденциальная норма соответствует коллективному познава­тельному субъекту, моральная – индивидуальному, а сугубо эпистемические отно­сятся к уровню самих убеждений.

Загрузки

Опубликован

2024-12-12

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2024. О нормативности принципа Клиффорда. Философский журнал | Philosophy Journal. 17, 4 (Dec. 2024), 23–39. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-23-39.