Значение слова и смысл предложения ранней мимансы
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-1-123-136Ключевые слова:
философия языка, смысл, индийская философия, миманса, вьякарана, Веды, лингвофилософия, предложениеАннотация
Соотнесение индийской лингвофилософии и западной философии языка представляется возможным в отношении вопроса о значении – одного из главных вопросов любого лингвофилософского учения. Индийская философская традиция, представленная ортодоксальными школами, главной из которых является так называемая миманса (mīmāṃsā), ориентировалась на авторитет священного писания – на Веды, и посредством критической аргументации занималась осмыслением и интерпретацией их содержания, в связи с чем были сформированы уникальные лингвофилософские идеи. В данной работе представлены идеи мимансы, общая картина которых может быть сформулирована так: 1) учение примыкает к теории внечеловеческого происхождения языка в противовес теории конвенции; 2) отстаивается трансцендентный подход к языку, где утверждается вечная, априорная связь слов и значений, что противоположно натуралистическому взгляду; 3) формулируется деятельностный подход к смыслу высказываний/предложений, что обусловлено категориальной парой садхья-сиддха (sādhya-siddha), т.е. «подлежащее осуществлению-осуществленное», или «процесс-результат», которая противопоставлена мышлению таких школ, как ньяя и вайшешика; последние, в свою очередь, опираются на пару дхарма-дхармин (dharma-dharmin) – «свойство-носитель свойств», или «субъект-предикат». В работе также проводятся параллели традиции мимансы с древнеиндийской лингвистической традицией вьякарана (vyākaraṇa), что позволяет уточнить характер лингвофилософских идей первой, а также затрагиваются теории смысла предложений средневековой мимансы – анвита-абхидхана-вада (anvitābhidhāna-vāda) и абхихитанвая-вада (abhihitānvaya-vāda). Лингвофилософия традиции миманса, и, в частности, отстаивание не натуралистического отношения к языку и деятельностного, или даже прагматичного, подхода к интерпретации предложений является уникальным как для истории индийской философии, так и с точки зрения западной традиции философии языка.