«Самаритянский иллюминационизм»: рецепция ишракитских идей в самаритянском богословии XVIII в.
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-1-35-49Ключевые слова:
самаритяне, ‘ирфа̄н, суфизм, ишракизм, арабоязычный перипатетизм, свет, тьма, окказионализм, Г̣ийа̄с̱ ад-Дӣн ад-Даштакӣ, ал-Г̣азза̄л б. ’Абӯ СурӯрАннотация
Статья посвящена компаративному анализу метафизических учений самаритянского богослова и экзегета ал-Г̣азза̄ла б. ’Абӯ Сурӯра (ум. после 1755) и представителя Ширазской школы иллюминационизма (ишракизма), философа, астронома и математика Г̣ийа̄с̱ ад-Дӣна Манс̣ӯра ад-Даштакӣ (ум. 1541). На основании скрупулезного анализа доктрин ал-Г̣азза̄ла и Г̣ийа̄с̱ ад-Дӣна автор делает вывод об их генетической связи, – предположительно, результата рецепции иллюминационистских систем на Ближнем Востоке XVII–XVIII вв. Отмечается, что самаритянский экзегет, знакомый с арабо-мусульманской философской литературой, как и видный ишракит, учил об онтологической первоосновности света, метафизической ничтожности тьмы, постулировал световую природу действия и тотальную зависимость сущего от воли Творца. Отдельно обсуждается стремление обоих авторов к деконструкции классического для арабской философии тезауруса, выраженное в сближении ими категорий «движение» (х̣арака) и «действие» (фи‘л), а также в последовательной замене концепта «самость» (з̱а̄т) понятием «свет» (нӯр). Отдельно обсуждаются и различия между концепциями ал-Г̣азза̄ла и ад-Даштакӣ: в то время как первый вписывает оппозицию «свет – тьма» в креационный онтологический контекст, второй исповедует веру во «всеединство» светов, их вечность и нетварность. Исследованию предпослан краткий экскурс в историю самаритянского богословия XI–XVIII вв.; кроме того, в статье дано описание неопубликованных памятников, послуживших текстологической основой для работы автора – в частности, рукописи толкования ал-Г̣азза̄ла на Книги Бытие и Исход «Рассеяние тьмы, [покрывающей] тайны Дарующего» (Кашф/Ка̄шиф ал-г̣айа̄хиб ‘ала̄ асра̄р ал-Ва̄хиб; Британская библиотека, Add MS 19657).