Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы соотношения части и целого
Ключевые слова:
ислам, классическая музыка, музыкальная речь, часть и целое, музыкальное мышление, логико-смысловая теорияАннотация
Предпринятый автором анализ поведения базовой структуры музыкальной композиции (мак̣āм) выявил два типа музыкального мышления в классической исламской культуре. Один хорошо описывается на основе известной аристотелевской парадигмы соотношения части и целого. Другой предполагает введение понятия «процессуального целого», сформулированного в логико-смысловой теории. Представляющие его жанровые образцы исламской классической музыки основаны на прогрессирующем расширении масштабов действия принципа ’ас̣л–фарʻ «корень–ветвь», который реализуется как в наименьшей единице музыкальной речи — синтагме-джумла, так и в масштабе целой композиции (дастгāх, мȳг̣āм-дастгāх, мак̣āм ал-‘ирāк̣ӣ).