Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы соотношения части и целого

Авторы

  • Г. Б. Шамилли Государственный институт искусствознания (Россия)

Ключевые слова:

ислам, классическая музыка, музыкальная речь, часть и целое, музыкальное мышление, логико-смысловая теория

Аннотация

Предпринятый автором анализ поведения базовой структуры музыкальной композиции (мак̣āм) выявил два типа музыкального мышления в классической исламской культуре. Один хорошо описывается на основе известной аристотелевской парадигмы соотношения части и целого. Другой предполагает введение понятия «процессуального целого», сформулированного в логико-смысловой теории. Представляющие его жанровые образцы исламской классической музыки основаны на прогрессирующем расширении масштабов действия принципа ’ас̣л–фарʻ «корень–ветвь», который реализуется как в наименьшей единице музыкальной речи — синтагме-джумла, так и в масштабе целой композиции (дастгāх, мȳг̣āм-дастгāх, мак̣āм ал-‘ирāк̣ӣ).

Загрузки

Опубликован

2012-04-24

Выпуск

Раздел

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Как цитировать

[1]
2012. Классическая музыка исламского мира в аспекте проблемы соотношения части и целого. Философский журнал | Philosophy Journal. 1(8) (Apr. 2012), 103–119.