Николай Данилевский: между славянофильством и панславизмом

  • М. А. Маслин Московский государственный университет имени М.В. Ломо­носова (Россия)
Ключевые слова: славянофильство, панславизм, австрославизм, культурно-историческиe типы, Россия и Европа, славянский культурно-исторический тип

Аннотация

Книга Данилевского «Россия и Европа» написана по горячим следам Крымской войны 1853–1856 гг., когда державы Священного Союза, нарушив политическое равновесие после победы армии Александра I над Наполеоном, вновь развязали агрессию против России, единственного в Европе суверенного государства славян. Книга явилась своеобразным интеллектуальным эпилогом Крымской войны, в ней были поставлены две центральные проблемы: во-первых, показать суверенность и будущность славянской цивилизации, представляющей славянство во главе с Рос­сией, имеющей свое легитимное историческое место в Европе как самостоятель­ный культурно-исторический тип; во-вторых, представить проект Всеславянского союза в качестве защитного барьера против агрессии Европы. Славянская федера­ция задумана Данилевским в качестве мегагосударственного объединения этниче­ских групп славян, имеющих общее наследие и культуру, но обитающих в рассея­нии в Османской и Австро-Венгерской империях. Решение первой задачи основы­валось на традициях русской мысли, прежде всего славянофильства, явилось его «кульминацией» (Н.Н. Страхов) и русским вкладом в мировую цивилизационную теорию. Решение второй проблемы мыслилось «в кругу консервативной утопии» (А. Валицкий) и восходило к европейскому панславизму (австрославизму), создан­ному на территории Австро-Венгрии еще в начале XIX в. Противоречивое соеди­нение славянофильства и панславизма в книге Данилевского «Россия и Европа» является предметом историософского анализа в настоящей статье.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2023-11-10
Как цитировать
Маслин М. А. Николай Данилевский: между славянофильством и панславизмом // Философский журнал | Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 4. С. 5-18.
Раздел
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ