Процессуальная логика в практике помощи де­тям: анализ случая

  • В. К. Солондаев Яро­славский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия)
Ключевые слова: процессуальная логика (П-логика), субстанциальная логика (С-логика), психологическая помощь, педиатрия, дети, родители

Аннотация

В статье обсуждается эмпирическая иллюстрация применения процессуальной логи­ки на материале консультации психолога дошкольного образовательного учреждения по поводу проблем, связанных с психическим расстройством у одного из воспитан­ников учреждения. Демонстрируется, как в работе с единичным случаем процессу­альная логика позволяет изменить фокус внимания, сохранив рациональную обосно­ванность действий. Ситуации, связанные со здоровьем, сложны для описания в суб­станциальной логике, поскольку течение заболевания зависит от действий самого больного и других людей. Это ограничивает возможность пользоваться фундамен­тальным для субстанциальной логики законом тождества. Заболевание оказывается «не тем же самым», а изменяется в связи с действиями. Так возникает неустранимая неопределенность, особенно значимая для педиатрии, где основанные на рациональ­ном осмыслении заболевания действия родителей существенно усложняют ситуа­цию по сравнению с медициной взрослых. А в процессуальной логике мы видим те­чение заболевания как таковое, как процесс, что исключает неопределенность. Тече­ние обосновывает действия в отношении заболевания и их оценку. В той мере, в ка­кой действие меняет течение заболевания в желаемом направлении, действие можно считать успешным. В описанном случае логика осмысления ситуации консультан­том изменила логику осмысления ситуации консультируемым. Обсуждаемая пробле­ма смягчилась и перестала восприниматься непреодолимой. Смена логики не потре­бовала специальной подготовки консультируемого. Следовательно, переход от суб­станциальной к процессуальной логике осмысления может способствовать решению практических проблем в сфере педиатрии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-11-29
Как цитировать
Солондаев В. К. Процессуальная логика в практике помощи де­тям: анализ случая // Философский журнал | Philosophy Journal. 2022. Т. 15. № 4. С. 43-53.
Раздел
ДИСКУССИИ