Процессуальная логика в практике помощи де­тям: анализ случая

Авторы

  • В. К. Солондаев Яро­славский государственный университет им. П.Г. Демидова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-43-53

Ключевые слова:

процессуальная логика (П-логика), субстанциальная логика (С-логика), психологическая помощь, педиатрия, дети, родители

Аннотация

В статье обсуждается эмпирическая иллюстрация применения процессуальной логи­ки на материале консультации психолога дошкольного образовательного учреждения по поводу проблем, связанных с психическим расстройством у одного из воспитан­ников учреждения. Демонстрируется, как в работе с единичным случаем процессу­альная логика позволяет изменить фокус внимания, сохранив рациональную обосно­ванность действий. Ситуации, связанные со здоровьем, сложны для описания в суб­станциальной логике, поскольку течение заболевания зависит от действий самого больного и других людей. Это ограничивает возможность пользоваться фундамен­тальным для субстанциальной логики законом тождества. Заболевание оказывается «не тем же самым», а изменяется в связи с действиями. Так возникает неустранимая неопределенность, особенно значимая для педиатрии, где основанные на рациональ­ном осмыслении заболевания действия родителей существенно усложняют ситуа­цию по сравнению с медициной взрослых. А в процессуальной логике мы видим те­чение заболевания как таковое, как процесс, что исключает неопределенность. Тече­ние обосновывает действия в отношении заболевания и их оценку. В той мере, в ка­кой действие меняет течение заболевания в желаемом направлении, действие можно считать успешным. В описанном случае логика осмысления ситуации консультан­том изменила логику осмысления ситуации консультируемым. Обсуждаемая пробле­ма смягчилась и перестала восприниматься непреодолимой. Смена логики не потре­бовала специальной подготовки консультируемого. Следовательно, переход от суб­станциальной к процессуальной логике осмысления может способствовать решению практических проблем в сфере педиатрии.

Загрузки

Опубликован

2022-11-29

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2022. Процессуальная логика в практике помощи де­тям: анализ случая. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 4 (Nov. 2022), 43–53. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-43-53.