Пространство, содержание и поверхность визуального изображения: теория двусложности Р. Уоллхейма

Авторы

  • Д. И. Небольсин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-2-114-129

Ключевые слова:

Ричард Уоллхейм, репрезентация, теория образа, двусложность, видение-в, видение-как, восприятие

Аннотация

Статья посвящена теории двусложности Р. Уоллхейма и трактовке изобразительной репрезентации в рамках аналитической философской традиции. Уоллхейм указывал на структурное отличие восприятия изображений от видения объектов и ситуаций лицом к лицу, отстаивая теорию видения-в и двусложности. Эта концепция предполагает сдвоенное, одновременное видение объекта репрезентации и материальной поверхности изображения. Помимо реконструкции данной теории, указания на ее ограниченность областью художественных изображений и краткого обзора критики, в статье предлагается интерпретация, основанная на пространственных версиях трактовки двусложности (Б. Нэнэй, Дж. Кульвицки), а также на привлечении различия между репрезентационным содержанием и фигуративным содержанием визуальных изображений. Первый тип содержания включает все пространственные отношения, которые можно увидеть в изображении, а второй – все, что можно увидеть в изображении и описать конкретными понятиями. Уоллхейм не использовал это различие в своих работах по двусложности, но оно позволяет вывести достаточно взвешенное определение двусложности как единого визуального переживания изобразительной поверхности (материального предмета в пространстве смотрящего) и репрезентационного содержания (значащих пространственных отношений – того, что мы видим в изображении). Избавляя подход Уоллхейма от психологизма, но сохраняя его фокус на визуальности, эта интерпретация может служить полезным инструментом нередукционистского описания изобразительного опыта и онтологической двойственности изображений. Кроме того, она предоставляет возможности для использования теории Уоллхейма за пределами контекста аналитической философии изображений, сближая ее с проблематикой феноменологических и герменевтических теорий образа.

Загрузки

Опубликован

2017-05-23

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2017. Пространство, содержание и поверхность визуального изображения: теория двусложности Р. Уоллхейма. Философский журнал | Philosophy Journal. 10, 2 (May 2017), 114–129. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-2-114-129.