Существуют ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания?
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-3-150-165Ключевые слова:
методология, естествознание, социальные науки, саморазвивающиеся системы, человекоразмерные системы, научные идеализации, системность, смыслы, жизненный мир человекаАннотация
Проблема методологической специфики естественнонаучного и социально-гуманитарного знания приобретает особую актуальность в рамках (пост)неклассической рациональности. Участники беседы обозначили современный контекст постановки вопроса о методологической специфике естественнонаучного и социально-научного знания и обсудили ключевые проблемы, вокруг которых разворачиваются основные дискуссии в этой области. Означает ли переход к изучению уникальных саморазвивающихся систем в постнеклассическом естествознании элиминацию методологической специфики социальных наук, направленных на постижение смысловых характеристик изучаемого социокультурного объекта? Каковы когнитивные пределы методологической конвергенции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? Какие этические ограничения накладывает работа с человекоразмерными системами? На эти и др. вопросы постарались ответить участники дискуссии.