Schelling on being and predication in his essay contra Fichte of 1806
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-22-38Ключевые слова:
Шеллинг, Фихте, бытие, предикация, тождество, системаАннотация
В статье исследуется отношение Шеллинга к вопросу о связи бытия и предикации в рамках двух ключевых тем, формирующих аргументацию исследования. Первая тема рассматривает неразрывную связь между системой тождества и системой свободы Шеллинга, в частности, через критику идеалистической концепции бытия Фихте. Шеллинг противостоит непреднамеренному дуализму Фихте между сознанием и его реальным содержанием, утверждая первичность природы и предлагая реалистическое единство. Опираясь на тезис Гельдерлина о трансрефлексивной природе бытия, Шеллинг утверждает тождество идеальных и реальных оснований как основу единой реальности. Вторая тема, касающаяся теории связи, знаменует собой глубокий сдвиг в метафизической концепции Шеллинга, ставящий под сомнение легитимность системы, основанной исключительно на разуме. Представление о том, что никакое бытие не может полностью совпадать с самим собой, тем самым подрывая установление абсолютного тождества, дестабилизирует системное видение философии как тождества идеи и развития. Эта критика распространяется на концепцию разума как основополагающего принципа, опровергая фундаментальные положения других представителей систематической философии. Рассмотрение этих взаимосвязанных тем позволяет показать в статье, как мысль Шеллинга переосмысливает метафизические и эпистемологические основы современной философии.