Schelling on being and predication in his essay contra Fichte of 1806

Авторы

  • J. J. Rodríguez Charles Univer­sity (Prague)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-22-38

Ключевые слова:

Шеллинг, Фихте, бытие, предикация, тождество, система

Аннотация

В статье исследуется отношение Шеллинга к вопросу о связи бытия и предикации в рамках двух ключевых тем, формирующих аргументацию исследования. Первая тема рассматривает неразрывную связь между системой тождества и системой сво­боды Шеллинга, в частности, через критику идеалистической концепции бытия Фихте. Шеллинг противостоит непреднамеренному дуализму Фихте между созна­нием и его реальным содержанием, утверждая первичность природы и предлагая реалистическое единство. Опираясь на тезис Гельдерлина о трансрефлексивной природе бытия, Шеллинг утверждает тождество идеальных и реальных оснований как основу единой реальности. Вторая тема, касающаяся теории связи, знаменует собой глубокий сдвиг в метафизической концепции Шеллинга, ставящий под со­мнение легитимность системы, основанной исключительно на разуме. Представ­ление о том, что никакое бытие не может полностью совпадать с самим собой, тем самым подрывая установление абсолютного тождества, дестабилизирует системное видение философии как тождества идеи и развития. Эта критика распространяется на концепцию разума как основополагающего принципа, опровергая фундаменталь­ные положения других представителей систематической философии. Рассмотрение этих взаимосвязанных тем позволяет показать в статье, как мысль Шеллинга пере­осмысливает метафизические и эпистемологические основы современной философии.

Опубликован

2025-03-17

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2025. Schelling on being and predication in his essay contra Fichte of 1806. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 1 (Mar. 2025), 22–38. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-22-38.