К религиозно-философскому осмыслению и построению типологии образов женщин-мистиков
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-92-111Ключевые слова:
мистицизм, бхакти, суфизм, Кареиккал Аммейяр, Андаль, Раби’а ал-Адавийа, гендерАннотация
В контексте изучения гендерных проблем в философии и истории религий довольно мало исследованы средневековые письменные источники, отражающие судьбы и творчество женщин-мистиков, ставших канонизированными святыми. В настоящей статье предпринимается попытка «извлечь из прошлого» и «реанимировать» историческую память о трех выдающихся женщинах-мистиках, две из которых жили в Южной Индии (Тамилнад) и принадлежали к традиции индуизма – Кареиккал Аммейяр (Kāraikkāl Ammayār, VI в.) и Андаль (Āṇṭāḷ, VII–VIII вв.); третья – Раби’а ал-Адавийа (Rābi‘a al-‘Adawiya) – жила в Ираке (Баcра Baṣra, VIII–IX вв.) и исповедовала ислам. Данное исследование носит компаративистский характер и состоит из трех «блоков», содержащих краткие религиозно-культурные описания жизни и творчества каждой из трех женщин-мистиков соответственно, с анализом осмысления их образов, донесенного до нас соответствующей религиозно-философской традицией (с применением к их аналитической трактовке метода ситуативной герменевтики, разработанного Р.В. Псху). Выявляется и рассматривается ряд важных вопросов, таких как, например: преодолевает или не преодолевает свое отождествление с гендерной принадлежностью реализованная в Боге женщина? Какова взаимозависимая связь ее религиозных представлений и возможной «реакции» божественного объекта ее любви? Представленное авторами философское осмысление образов трех упомянутых святых из разных религиозных традиций может рассматриваться как материал для построения типологии женщин-мистиков.