О структуре рефлективного философского знания
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-128-145Ключевые слова:
философия, мир, человек, бытие, сознание, истина, ценность, целое, всеобщееАннотация
Автор различает рефлективную (эпистемную) и валюативную (софийную) традиции философствования. Первая из них стремится познать мир в собственной логике его феноменально данного бытия, независящей от человеческих предпочтений. Вторая – не познает, а осознает мир, рассматривая его через призму ценностных предпочтений человека, соотнося его с потребностями и интересами людей. Существование двух типов философствования связано с различием денотативных суждений о сущем и прескриптивных суждений о должном, которые связаны между собой, но не сводятся друг к другу и не выводятся одни из других. В статье отстаивается право рефлективной философии говорить на языке верифицируемых суждений истины, выступая одновременно против позиции «когнитивного империализма», абсолютизирующего истину и превращающего ее в субстанцию человеческого духа. Автор считает недостаточными антропологическую и гносеологическую трактовки рефлективной философии, которые ограничивают ее предмет анализом человека в его праксиологическом, аксиологическом и гносеологическом отношениях к миру и отстаивает немодное ныне субстанциальное понимание философии, согласно которому ее объектом является окружающий и охватывающий нас мир, а предметом – возможное единство этого мира, рассматриваемое в аспектах его интегративной целостности и таксономической всеобщности. Интегративный подход, ищущий субстанциальные различия и связи между подсистемами действительного мира, осуществляется натурфилософией, социальной философией и философией сознания. Иную задачу имеет общефилософская онтология. Она начинается с аксиоматической проблематики существования мира, соотношения реального и идеального, и переходит далее к верифицируемым суждениям о референтных отношениях между различными «царствами бытия». Мир рассматривается онтологией в концептуальной проекции «отдельное – единичное – особенное – всеобщее», отличной от концептуальной проекции «целое – часть». Автор приводит аргументы в пользу важности онтологической проблематики, имеющей большое методологическое значение для нефилософских (прежде всего, общественных и гуманитарных) наук.