Феминистские интерпретации гегелевской диа­лектики раба и господина

Авторы

  • Н. Ю. Чепелева Московский государ­ственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-4-88-105

Ключевые слова:

Гегель, диалектика раба и господина, Антигона, женщина, феми­низм, де Бовуар, Иригарей, Батлер

Аннотация

В статье анализируется рецепция философии Гегеля в феминистской теории на примере концепций Симоны де Бовуар, Люс Иригарей и Джудит Батлер. В пер­вой части статьи рассматривается учение Гегеля о роли женщины в семье, обо­значается место женского начала в системе Гегеля, анализируется гегелевская интерпретация «Антигоны» Софокла. Вторая часть статьи посвящена интерпре­тации Симоны де Бовуар. Утверждается, что оппозиции «женщина – мужчина», «Другой – я» являются наследниками оппозиции «раб – господин». В третьей ча­сти статьи обсуждается интерпретация гегелевской Антигоны у Иригарей. Утвер­ждается, что Антигона у Иригарей выходит за рамки диалектики раба и госпо­дина и поэтому становится символом антиженщины. Четвертая часть статьи по­священа парадоксу телесного подчинения при переходе к несчастному сознанию у Джудит Батлер. Историко-философское исследование влияния сопровождается концептуальным анализом проблем, возникающих при интерпретации феминист­ских вариантов диалектики раба и господина. В заключении статьи кратко сфор­мулированы выявленные в ходе исследования проблемы и представлены возмож­ные решения.

Загрузки

Опубликован

2023-11-10

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2023. Феминистские интерпретации гегелевской диа­лектики раба и господина. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 4 (Nov. 2023), 88–105. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-4-88-105.