О «философии до…»

Авторы

  • О. П. Зубец Ин­ститут философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-4-70-87

Ключевые слова:

философия после Аушвица, философия до, ценность благой жизни перед жизнью как таковой, дифференцирование понятия, рядоположенность, убийство «не подлежащего определению существа»

Аннотация

Осмысление Аушвица в «философии после…» требует своего продолжения в «фи­лософии до…», в рассмотрении философской мысли под углом зрения того, в какой мере она является ответственной за сам Аушвиц. В статье сделана попытка увидеть «философию до…» сквозь призму одного вопроса: каково ее отношение к уничто­жению «не подлежащего определению существа», ключевой фигуры Аушвица, того человека, который лишен всех качеств и определений, с которыми связано понятие человека: достоинства, разума, речи, морали и т.п. Ряд признанных фундаменталь­ными для философии и культуры идей и направлений мысли допускает и даже опо­средует уничтожение такого человека. Речь идет о противопоставлении благой жиз­ни как таковой в античности, об оправдании убийства недобродетельного и телесно ущербного существа, и в целом – убийства на основе моральных соображений; о дифференцировании понятий, в том числе – убийства – на основе обстоятельств, мотивов и намерений, средств, результатов с максимальным разбросом морально-правовой оценки, вплоть до «гуманного» убийства, что ведет к попаданию убийства как данности в слепую зону философии. Теоретическим основанием этого хода мысли является отказ от понимания поступка как единого и единственного способа бытия, от тождества поступка и поступающего. Соучастие философии в уничтоже­нии «не подлежащего определению» заключается в определении и постоянном трансцендировании понятия человека: любое задание его границы одновременно оказывается санкционированием убийства того, кто оказывается вне нее (при том, что запрет на убийство человека предполагает такое определение). Философия несет ответственность и за то, что ставит убийство в один ряд с другими пороками. Мысль о философии до порождает множество вопросов, в частности, почему фило­софия уходит от стремления мыслить единое, задавать мир посредством мысли как поступка, почему она пошла по пути социальной сервильности. Философия не мо­жет отказаться от рациональности, определений, понятийной речи, но она может сделать своим основанием поступок не-убийства.

Загрузки

Опубликован

2023-11-10

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2023. О «философии до…». Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 4 (Nov. 2023), 70–87. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-4-70-87.