Программа преодоления корреляционизма в книге «Несвязанное Ничто: просвещение и вымирание» Рэя Брассье
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-3-132-146Ключевые слова:
«Несвязанное ничто: просвещение и вымирание», корреляционизм, спекулятивный реализм, Брассье, Ларюэль, Бадью, СелларсАннотация
В статье дается критическая оценка проекта преодоления корреляционизма, представленного в книге Рэя Брассье «Nihil Unbound: Enlightenment and Extinction»1. Брассье принято причислять к кругу «спекулятивных реалистов», поскольку отправным пунктом его философии в 2000-е гг. являлась борьба с корреляционизмом. Мы полагаем, что в плане понимания корреляционизма философ испытал влияние своего коллеги по спекулятивному реализму Квентина Мейясу. Под корреляционизмом Мейясу предлагает понимать философские подходы, которые фокусируются на соотношении (корреляции) между полюсами: субъект – объект, означающее – означаемое, ноэма – ноэзис и т.д. Мейясу упрекает корреляционистов в том, что они не тематизируют независимую от мышления реальность, без которой не существовала бы сама корреляция. Пафос Мейясу оправдан, если корреляционизм сужает поле философского исследования. Однако и самому мыслителю не удается избавиться от корреляционизма. За выполнение этой задачи берется Рэй Брассье, привлекая идеи Уилфрида Селларса, Алена Бадью и особенно Франсуа Ларюэля. Антикорреляционистскую интерпретацию в книге Брассье получают и некоторые естественно-научные теории. Так, философ апеллирует к современной нейрофизиологии и элиминитивизму, а также к космологической физике. По результатам нашего исследования делается вывод, что Рэю Брассье не удается преодолеть корреляционизм: философ не предлагает убедительного антикорреляционистского прочтения идей Селларса, Бадью и Ларюэля, а также не обосновывает обращение к современному естествознанию. Мы приходим к заключению, что стремление противостоять корреляционизму продуктивно, и для этого философии следует перенести внимание с корреляции на повседневное давление реальности самой по себе, от которого не может избавиться человеческий субъект.