Хайдеггер, Ничто и преодоление страха смерти

Авторы

  • А. М. Гагинский Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-3-85-102

Ключевые слова:

Бог, бытие, сущее, ничто, страх, тревога, смерть, М. Хайдеггер

Аннотация

В статье рассматривается «философия тревоги» раннего Хайдеггера. Отмечается влияние Ницше на молодого философа, а также травматический опыт Первой ми­ровой войны, которая изменила мировоззрение автора «Бытия и времени», заставив его пересмотреть в том числе и свое отношение к «системе католицизма». В статье рассматривается описание Хайдеггером ситуации, когда человека охватывает трево­га там, где он этого совершенно не ожидает, где он обычно чувствует себя как дома. В норме, будучи павшим, то есть находясь в мире и суетясь в ежедневных хлопотах, человек чувствует себя уверенно среди сущего, по-свойски, как дома. Однако с ним случаются такие состояния, которые лишают его спокойствия. Это происходит по­тому, что существующий тревожится im Grunde seines Seins, в основании своего бытия. Человек осознает собственную смертность и конечность бытия, которая представляет собой угрозу, открывая возможность тревоги (бессмертные существа, например, ангелы, иначе относятся к бытию, для них анализ Dasein нерелевантен). Страх принадлежит онтическому, он характеризует павшее состояние. Когда же че­ловек восходит к Ничто, которое открывается как бытие, то есть когда человек в ка­ком-то отношении возвышается над сущим, тогда он превосходит и страх. В резуль­тате Хайдеггер предстает вовсе не как философ ужаса и смерти, как его часто пони­мают, ибо «философия тревоги» есть лишь один из способов размыкания бытия. По ходу статьи также обсуждается вопрос о переводе некоторых понятий Хайдегге­ра на русский язык, что является насущной задачей для отечественного хайдеггеро­ведения.

Загрузки

Опубликован

2023-08-28

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2023. Хайдеггер, Ничто и преодоление страха смерти. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 3 (Aug. 2023), 85–102. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-3-85-102.