Осознание, осмысление и непереводимость

Авторы

  • Л. Т. Рыскельдиева Крымский федеральный универ­ситет имени В.И. Вернадского (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-2-18-25

Ключевые слова:

сознание, смысл, значение, Cogito, Я

Аннотация

Неангажированная метафизика сознания позволяет утверждать, что сознание – не предмет, а фундаментальная проблема современной философии, для решения ко­торой история европейской философии имеет значение. Для Декарта сознание есть Cogito, персонализация субстанции умом, действующим в многообразии когиталь­ных, осознаваемых актов. Для Канта субстанция есть способ мыслить единство опыта, cogito есть не вещь, а трансцендентальное условие образования понятий в процессе категориального синтеза. Возрождающаяся феноменология и аналитиче­ская философия сознания в XXI в. нацелены на изучение сознания соответственно в трансцендентально-теоретической и прагматически-натуралистической установ­ках. Продолжая кантианскую линию рассуждений, можно видеть процессуальность сознания в актах осознания как усвоения или получения data (автор статьи обраща­ет внимание на то, что термин «осознание» трудно адекватно перевести на англий­ский язык). Для полноты проблематики философии сознания необходимо учиты­вать еще один вид сознательной деятельности – осмысление. В статье отмечает­ся, что русский термин «осмысление» не имеет точного аналога в английском языке в качестве основного языка аналитической философии сознания, сама же деятель­ность осмысления рассматривается автором как противоположно направленная по от­ношению к осознанию, что делает неизбежным обращение к идее Целостности (А.В. Смирнов) и может изменить подход к возможности создания «сильного» ис­кусственного интеллекта.

Загрузки

Опубликован

2023-05-16

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2023. Осознание, осмысление и непереводимость. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 2 (May 2023), 18–25. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-2-18-25.