Смысл и вариативность разума

Авторы

  • А. В. Смирнов Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-2-5-17

Ключевые слова:

сознание, вариативность чистого разума, целостность, связность, разворачивание, большая культура, типология разума

Аннотация

Поставлен вопрос о том, что такое смысл как таковой, в отличие от смысла чего-то. Смысл как таковой задает абсолютную границу сознания, поскольку осознанным может быть только то, что имеет смысл, и наоборот: все, что включено в пределы смысла, тем самым осознано. Выдвинуто положение о несемиотическом характере смысла: смысл как таковой не может быть понят в противопоставлении значению или в соотнесении с тем, чему он приписывается. Смысл предложено понимать как целостность. Рассмотрены три ведущие оси разворачивания целостности: противо­положение-и-объединение, единство-и-множественность, континуальность-и-дис­кретность. Разворачивание целостности в форме связности «что-и-какое» происхо­дит как конкретизация каждой из трех осей целостности в соответствии с исходной интуицией. Вариативность такого разворачивания задает возможность вариативности чистого разума. Дан набросок типологии разума четырех больших культур челове­чества (европейской, арабо-мусульманской, индийской и китайской). Этот результат находит удачное соответствие в цивилизационной типологии разума, предложенной А.В. Парибком.

Загрузки

Опубликован

2023-05-16

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2023. Смысл и вариативность разума. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 2 (May 2023), 5–17. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-2-5-17.