О структуре рефлективного философского зна­ния

Авторы

  • К. Х. Момджян Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-128-145

Ключевые слова:

философия, мир, человек, бытие, сознание, истина, ценность, целое, всеобщее

Аннотация

Автор различает рефлективную (эпистемную) и валюативную (софийную) тради­ции философствования. Первая из них стремится познать мир в собственной ло­гике его феноменально данного бытия, независящей от человеческих предпочте­ний. Вторая – не познает, а осознает мир, рассматривая его через призму ценност­ных предпочтений человека, соотнося его с потребностями и интересами людей. Существование двух типов философствования связано с различием денотативных суждений о сущем и прескриптивных суждений о должном, которые связаны меж­ду собой, но не сводятся друг к другу и не выводятся одни из других. В статье от­стаивается право рефлективной философии говорить на языке верифицируемых суждений истины, выступая одновременно против позиции «когнитивного импе­риализма», абсолютизирующего истину и превращающего ее в субстанцию чело­веческого духа. Автор считает недостаточными антропологическую и гносеологи­ческую трактовки рефлективной философии, которые ограничивают ее предмет анализом человека в его праксиологическом, аксиологическом и гносеологическом отношениях к миру и отстаивает немодное ныне субстанциальное понимание философии, согласно которому ее объектом является окружающий и охватывающий нас мир, а предметом – возможное единство этого мира, рассматриваемое в аспек­тах его интегративной целостности и таксономической всеобщности. Интегра­тивный подход, ищущий субстанциальные различия и связи между подсистемами действительного мира, осуществляется натурфилософией, социальной философи­ей и философией сознания. Иную задачу имеет общефилософская онтология. Она начинается с аксиоматической проблематики существования мира, соотношения реального и идеального, и переходит далее к верифицируемым суждениям о рефе­рентных отношениях между различными «царствами бытия». Мир рассматривает­ся онтологией в концептуальной проекции «отдельное – единичное – особенное – всеобщее», отличной от концептуальной проекции «целое – часть». Автор при­водит аргументы в пользу важности онтологической проблематики, имеющей большое методологическое значение для нефилософских (прежде всего, обще­ственных и гуманитарных) наук.

Загрузки

Опубликован

2023-02-27

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2023. О структуре рефлективного философского зна­ния. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 1 (Feb. 2023), 128–145. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-128-145.