Классический феноменализм Джона Стюарта Милля
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-87-102Ключевые слова:
философия XIX в., Джон Стюарт Милль, Сэр Уильям Гамильтон, имматериализм, феноменализм, онтологияАннотация
В данной работе рассматривается феноменализм Джона Стюарта Милля. Анализ этой теории включает в себя рассмотрение контекста ее создания. Феноменализм был создан в полемике с философами, которых Милль относил к школе интуиции, в частности, с У. Гамильтоном. Для Милля утверждение феноменализма было во многом политическим проектом. Далее прослеживается влияние на Милля со стороны Дж. Беркли и Д. Гартли. Положение об относительности человеческого знания и ассоцианизм – два основных элемента теории Милля. Приводятся конкретные положения имматериализма Беркли, с которыми Милль согласен, и положения, которые Милль полагает неудачными, рассматривается проблематичность доказательства существования других сознаний. Также приводятся законы ассоциации идей, признаваемые Миллем. Рассматривается и понимание им материи как постоянной возможности ощущений, основные аргументы в пользу данной теории и некоторая критика. Указываются сходства в подходе Милля с пониманием реальности Юмом. Кроме этого прослеживаются изменения между изложением теории в издании 1865 г. и в издании 1867 г. Автор также демонстрирует сходство между теорией Милля и феноменализмом XX в., представители которого, как и Милль, стремились переводить утверждения о материальных объектах в диспозициональные утверждения. Принятие диспозиций в качестве фундаментальной основы реальности вызывает сложности при интерпретации сущности возможных ощущений. Автор приводит попытки решить данные трудности, оставаясь в рамках теории Милля.