Обоснование морали и обоснование утилита­ризма в этике Иеремии Бентама

Авторы

  • А. В. Прокофьев Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-5-20

Ключевые слова:

мораль, этика, обоснование морали, моральные принципы, добродетель, обязанность, удовольствие, счастье, интерес, утилитаризм, Дж. Бентам

Аннотация

В статье проанализировано соотношение обоснования морали и обоснования ути­литаристской нормативной программы в двух трактатах Иеремии Бентама: «Введе­ние в основания нравственности и законодательства» и «Деонтология». Во «Введе­нии…» общая ценностно-нормативная установка морали («содействуй благу другого человека») оказывается обоснованной в силу того, что: а) она интегрирована в саму структуру принципа полезности и является привходящим нормативным содержанием для принципов-конкурентов (принципа аскетизма и принципа симпатии и антипа­тии); б) принцип полезности, в отличие от своих конкурентов, может быть доказан; в) набор принципов, по которым может действовать агент, ограничен тремя позици­ями. В тексте трактата можно обнаружить и другие стратегии обоснования морали, не связанные столь тесно с обоснованием утилитаризма. Так, Бентам утверждает, что к содействию благу другого, несмотря на сопряженные с этим ситуативные потери, агента постоянно подталкивает выгода, которую приносит репутация чест­ного и доброго человека. Похожий эффект имеет и то обстоятельство, что агент не может доказать правильность своих оценочных суждений другим людям, если не признает их интересы равными по значению со своими. В «Деонтологии» Бен­там развернуто представляет вторую из трех перечисленных выше стратегий – стра­тегию отождествления морального долга и правильно понятого личного интереса. С одной стороны, он создает такую концепцию моральной добродетели и мораль­ной обязанности, в которой усилия и жертвы благоразумного, честного или благо­детельного человека интерпретируются как результат столкновения его же соб­ственных интересов. С другой – он пытается показать, что существующая система санкций нравственного поведения (симпатических, религиозных, физических, мо­ральных, политических) превращает выгоды от неблагоразумных, нечестных, негу­манных поступков в иллюзорные.

Загрузки

Опубликован

2023-02-27

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2023. Обоснование морали и обоснование утилита­ризма в этике Иеремии Бентама. Философский журнал | Philosophy Journal. 16, 1 (Feb. 2023), 5–20. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-5-20.