К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали

Авторы

  • И. Р. Насыров Институт философии РАН (Россия)

Ключевые слова:

ал-Газали, мистицизм, суфизм, философия, Авиценна

Аннотация

В общественном сознании бытует представление, согласно которому причина отставания исламского мира от Запада заключается в подчинении на мусульманском Востоке светского начала религиозному, науки – религии. В академических кругах имеет хождение точка зрения, согласно которой в угасании потенциала рационализма у мусульман и погружении в исламский мистицизм (суфизм) немалую роль сыграл крупнейший исламский теолог, философ и факих-правовед ал‑Газали ’Абу Хамид. Обычно те, кто считает ал‑Газали антирационалистом, стоявшим на антифилософских позициях, ссылаются на его труд «Избавляющий от заблуждений» (ал‑Мункиз мин ад‑далал), где он пишет, что на всех философах лежит клеймо неверия. Статья посвящена иному подходу к оценке отношения ал‑Газали к философии и рационализму в целом. Рассмотрены доводы, ставящие под сомнение утверждения о связи его деятельности с ослаблением и упадком рационализма в исламском мире. Согласно этому подходу, ал‑Газали критиковал не разум и рациональное, а критиковал претензии на абсолютизацию разума. Ал‑Газали продолжил рационалистическую линию исламской теологии (калам) в лице ашаризма и арабо-мусульманского перипатетизма, нашедшего наиболее полное выражение в учении Авиценны. Ал‑Газали разрабатывал свое учение с опорой на ряд основных положений философии Авиценны.

Загрузки

Опубликован

2015-09-30

Выпуск

Раздел

АНАТОМИЯ ФИЛОСОФИИ: КАК РАБОТАЕТ ТЕКСТ

Как цитировать

[1]
2015. К вопросу о критике философии ’Абу Хамидом ал-Газали. Философский журнал | Philosophy Journal. 8, 3 (Sep. 2015), 60–77.