Нейрофизиология и мораль: проблема междисциплинарного исследования
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-136-151Ключевые слова:
мораль, этика, нейроэтика, нейрофилософия, нейрофизиология, когнитивные науки, моральная философияАннотация
Цель статьи – показать основные методологические проблемы нейроэтики на пути ее развития как междисциплинарного направления изучения морали; дать критическое осмысление результатов когнитивной науки (нейрофизиологии) в контексте моральной философии. Для этого проводится анализ современного предметного поля нейроэтических исследований, рассматриваются с точки зрения философской этики основные концепции, обобщающие результаты нейрофизиологических исследований процесса принятия морального решения. Общее разделение предметного поля описывается в терминах: «нейроэтика № 1», являющаяся частью биоэтики, и «нейроэтика № 2», претендующая быть частью философии морали. Объектом исследования данной статьи является нейроэтика № 2. Показывается, что концептуализация процесса принятия морального решения в нейроэтике № 2 повсеместно проводится по схеме «двойных процессов»: интуитивного / быстрого / ассоциативного познания и дискурсивного / медленного / основанного на расчетах познания. Даже в случае отрицания роли интуиции дуальность сохраняется, так как в основании быстрого решения полагаются эмоции, внерациональная часть психики. Показывается, что как на уровне формирования предмета исследования, так и на уровне метода происходит нерефлексивное заимствование понятий и концепций моральной философии, их качественно содержательное значение размывается или подменяется, в результате чего междисциплинарность по большей части лишь симулируется языковым переходом за границы собственной предметной области нейрофизиологии, само же исследование остается в рамках изучения когнитивных процессов без их моральной составляющей. Автор статьи делает вывод, что для развития нейроэтики именно как междисциплинарного направления необходимо добиться синтеза смыслов, выработанных в ходе культурного развития, с данными о биологическом развитии человека. Далее под такой синтетический предмет необходимо скорректировать метод исследования, исключающий подмену понятий философской этики.