Познаёт ли сознание само себя в когнитивных науках?

Авторы

  • И. Ф. Михайлов Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-98-107

Ключевые слова:

сознание, когнитивные науки, субъект, cogito, рационализм, разворачивание

Аннотация

В статье критически рассматриваются некоторые тезисы из монографии А.В. Смир­нова «Логика смысла как философия сознания: приглашение к размышлению». В частности, положение о неспособности когнитивных наук исчерпывающе объяс­нить сознание как следствие его десубъективации в их рамках. Показывается, что с интеллектуальным и контролирующим аспектами сознания когнитивные науки в целом способны справиться. Под вопросом остается только его феноменальный аспект, но это явно не то, что имеет в виду автор монографии. Далее, он утвержда­ет, что понимание работы сознания лежит в основе философских оснований любого предмета. Анализ показывает, что если исключить сознание как контроль и феноме­нальное сознание, которые здесь очевидно нерелевантны, то философские основа­ния чего бы то ни было при таком понимании сводятся или к нормативным требо­ваниям в виде логических оснований теорий, или к эмпирическим данным в виде когнитивных ограничений реальных людей. Приписывая западной философии ра­ционализм и универсализм как ее существенные свойства, автор монографии не учи­тывает, что рационализм как антиэмпиризм давно уже не является доминирующим направлением, а рационализм как приверженность выводным процедурам также в последнее время сталкивается с сильными альтернативами. Аналогичным обра­зом оспаривается мнение автора о западной философии сознания как исполнении картезианской программы, которую он сводит к cogito ergo sum. Данный методоло­гический прием – он же метафизическая установка – Декарта подвергается непре­кращающимся нападкам со стороны представителей самых разных школ западной философии. Кроме того, он лежит в основе не философии сознания, а эпистемоло­гии великого философа. Наконец, авторская концепция «разворачивания свернуто­го» сводится к некоему диалектическому выводу эмпирических особенностей раз­личных культур из априори предзаданных «субъект-предикатных склеек» и «интуи­ций целостности», что парадоксальным образом возвращает нас как раз к рациона­лизму гегельянского типа.

Загрузки

Опубликован

2022-11-29

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2022. Познаёт ли сознание само себя в когнитивных науках?. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 4 (Nov. 2022), 98–107. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-4-98-107.