Онтологическая конституция вещи как simul totum и учение о дистинкциях в «Метафизике» Николая Бонета

Авторы

  • В. Л. Иванов Санкт-Петербургский государственный университет аэро­космического приборостроения (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-3-50-69

Ключевые слова:

Высокая схоластика, Николай Бонет, первая самостоятельная скотистская метафизика, учение о вещи, трактат о дистинкциях

Аннотация

В статье исследуется учение о вещи в созданной в начале 1330-х гг. «Метафизике» оригинального францисканского теолога и философа Николая Бонета. В статье ука­зывается на историко-философское значение этого сочинения, состоящее в том, что «Метафизика» Бонета – один из первых больших самостоятельных, т.е. не связан­ных с традицией комментирования Аристотеля, трактатов о метафизике в схоласти­ческой традиции и первый трактат в истории философии под заголовком «Метафи­зика», названный так самим автором. Во-первых, мы представляем биографию ав­тора трактата и кратко характеризуем структуру его четырехчастного «сочинения о философии», а также подчеркиваем важность разделения на метафизику и нату­ральную теологию, впервые в истории схоластической традиции не только заявлен­ного как проект, но и осуществленного именно Бонетом. Во-вторых, мы исследуем место III кн. «Метафизики» в целом метафизического трактата Бонета и выявляем две главные содержательные темы этой книги: учение о вещи и учение о дистинк­циях и тождествах. В-третьих, на материале I и III кн. «Метафизики» демонстриру­ется связь, оппозиция и частичное совпадение двух фундаментальных понятий ме­тафизики Бонета: понятия сущего как сущего и понятия вещи, а также выявляется ведущее значение понятия вещи как «simul totum», т.е. единичного «конституиро­ванного целого» из метафизических элементов (формальностей, чтойностных и ин­дивидуальных дифференций, внутренних модусов, свойств). Наконец, мы анализи­руем взаимосвязь учения о вещи и учения о дистинкциях у Бонета и эксплицируем то, как учение о реальной и формальной дистинкции и тождестве подчинено цели аналитики метафизической «конституции вещи» и встроено в трактат о вещи. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что основным отличием «форма­листского трактата» о дистинкциях и тождествах, в качестве которого воспринима­лось содержание III кн. «Метафизики» Бонета последующей скотистской традици­ей, в сравнении с соответствующими трактатами Франциска Мероннского и Петра Фомы является именно определяющая для понимания «формальностей» роль онтоло­гического понятия вещи как «метафизического целого» или индивидуума у Бонета.

Загрузки

Опубликован

2022-08-29

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2022. Онтологическая конституция вещи как simul totum и учение о дистинкциях в «Метафизике» Николая Бонета. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 3 (Aug. 2022), 50–69. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-3-50-69.