Проблемы с проблемой сознания. Абстракции и псевдоабстракции
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-3-5-20Ключевые слова:
сознание, абстракция, псевдоабстракция, эмпиризм, многообразие опыта, термин, происхождение, сущность, Брентано, Гуссерль, Кант, Маркс, Мамардашвили, ЧалмерсАннотация
Проблема сознания рассматривается в статье в двух планах – концептуальном и терминологическом. Исследуется вопрос об истоках неоднозначности философских терминов, и приводятся соответствующие примеры. Основная предпосылка исследования состоит в следующем: абстрагирование работает как различение различий, характеризующих и отделяющих друг от друга виды опыта. Проводится методологическое различие между абстракцией и псевдоабстракцией, которые могут носить одно и то же имя, в данном случае – «сознание». Терминология трактуется как именование абстракций разных уровней и осуществимых опытов. Термин «сознание» обозначает элемент предельного различия «сознание / предметный мир», абстрагированного из серии различий, характеризующих виды и уровни опыта. Псевдоабстракция формируется из ряда уже существующих значений слова «сознание» вне отношения к осуществимым видам опыта как видам различений. Выделяются две основные альтернативные тенденции в постановке проблемы сознания – структурно-генетическая и феноменологическая. В выделенных тенденциях усматривается общее: неопределенность значения слова «сознание» и его функционирование в качестве псевдоабстракции. Рассматривается также идеологический аспект проблемы. Принцип эмпиризма отождествляется с признанием первичности многообразия опыта как источника абстрагирования. Формулируется альтернатива в постановке и разрешении проблемы единства сознания. Критически анализируется аргументация Гуссерля, посредством которой осуществляется попытка выделить сферу сознания как независимую от любого типа предметности и как самодостаточную. Предметом анализа становится также способ введения Гуссерлем таких терминов, как «сознание», «ощущение», «переживание», «восприятие». Детальному анализу подвергнут мысленный эксперимент Гуссерля, цель которого – доказательство тождества ощущения цвета от действительного и иллюзорного предметов.