Восприятие романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в русской дореволюционной радикальной критике

Авторы

  • Ю. В. Пущаев Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-2-31-46

Ключевые слова:

Достоевский, роман «Бесы», литературная критика, русский революционный радикализм, Ткачев, Михайловский, консервативный социализм

Аннотация

Роман «Бесы» Ф.М. Достоевского имеет богатую историю в плане его восприятия в истории русской и советской культуры. Вопреки распространенному мнению, его никогда не запрещали в советское время: он четырежды выходил в составе собра­ний сочинений Ф.М. Достоевского (1927, 1957, 1974, 1982 гг.). В данной статье рассматривается, как роман «Бесы» еще при жизни автора был встречен русской ра­дикальной критикой. В центре анализа – критические статьи одного из лидеров на­родников, Н.К. Михайловского, и радикального революционера, соратника С.Г. Не­чаева – П.Н. Ткачева. Их объединяет резко критическое отношение к роману, его практически полное неприятие. И Михайловский, и Ткачев категорически отрица­ют, что в революционной среде, в которой царят культ научного знания, позитивизм и атеизм, имеют место такие метафизические и религиозные идеи и споры, как это представлено в романе. Михайловский также упрекает Достоевского в том, что он просмотрел главного беса тогдашней России – беса богатства и связанную с этим опасность для страны. В полемике между Достоевским и Михайловским были под­няты темы консервативного социализма и вопрос о том, может ли социализм быть неатеистическим. К сожалению, развития эта полемика не имела. Критика же Тка­чевым романа «Бесы» имела еще более резкий характер. Главная идея Ткачева сводилась к тому, что Достоевский ограничивается исключительно анализом психи­атрических аномалий человеческого характера, живописанием внутреннего мира психически больных людей и приписывает своим персонажам и окружающей их действительности лишь внутренние состояния своей души и свои идеи. Указанные работы относятся к первому этапу восприятия «Бесов» революционно-радикальной литературной традицией. Уже в ранние советские годы некоторые авторы-маркси­сты будут считать, что Достоевский в «Бесах», напротив, во многом правдиво отра­зил революцию и ее стихию (В.Ф. Переверзев). Тогда же в ранней советской исто­рической науке будет формироваться тенденция по апологии и оправданию фигуры и деятельности С.Г. Нечаева.

Загрузки

Опубликован

2022-06-01

Выпуск

Раздел

СМЫСЛЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Как цитировать

[1]
2022. Восприятие романа «Бесы» Ф.М. Достоевского в русской дореволюционной радикальной критике. Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 2 (Jun. 2022), 31–46. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-2-31-46.