«Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина)

  • А. А. Кара-Мурза Институт философии РАН (Россия)
Ключевые слова: Чаадаев, Шульгин, Россия, философия, история, цивилизационная идентичность, «северянство»

Аннотация

В статье исследуется вопрос об эволюции философско-исторических взглядов рус­ских интеллектуалов Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) и Василия Витальеви­ча Шульгина (1878–1976). Отмечается, что оба они во многом отходят от привычного определения цивилизационного своеобразия России в координатах «Запад–Восток» и предпочитают оперировать дихотомией «Север–Юг». Выявляя «северянскую» по преимуществу идентичность России, и Чаадаев (в девятнадцатом столетии), и Шульгин (в веке двадцатом) выступают в жанре «цивилизационной самокрити­ки», полагая северную (нордическую) обусловленность нашей культуры не достоин­ством, а, напротив, своего рода кармой, крестом, который России приходится нести сквозь многовековую историю. При этом П.Я. Чаадаев концентрирует свое внима­ние в первую очередь на философско-исторических аспектах отечественного «севе­рянства», определяя российский «Север» как место «застывания» западных по про­исхождению смыслов. В свою очередь, В.В. Шульгин фокусирует свое внимание преимущественно на формах национального самосознания и психологии, полагая отечественное «северянство» способом «охлаждения» (и в итоге – погашения) на­циональной энергии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2022-06-01
Как цитировать
Кара-Мурза А. А. «Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина) // Философский журнал | Philosophy Journal. 2022. Т. 15. № 2. С. 5-16.
Раздел
СМЫСЛЫ ИСТОРИИ РОССИИ