«Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина)

Авторы

  • А. А. Кара-Мурза Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-2-5-16

Ключевые слова:

Чаадаев, Шульгин, Россия, философия, история, цивилизационная идентичность, «северянство»

Аннотация

В статье исследуется вопрос об эволюции философско-исторических взглядов рус­ских интеллектуалов Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) и Василия Витальеви­ча Шульгина (1878–1976). Отмечается, что оба они во многом отходят от привычного определения цивилизационного своеобразия России в координатах «Запад–Восток» и предпочитают оперировать дихотомией «Север–Юг». Выявляя «северянскую» по преимуществу идентичность России, и Чаадаев (в девятнадцатом столетии), и Шульгин (в веке двадцатом) выступают в жанре «цивилизационной самокрити­ки», полагая северную (нордическую) обусловленность нашей культуры не достоин­ством, а, напротив, своего рода кармой, крестом, который России приходится нести сквозь многовековую историю. При этом П.Я. Чаадаев концентрирует свое внима­ние в первую очередь на философско-исторических аспектах отечественного «севе­рянства», определяя российский «Север» как место «застывания» западных по про­исхождению смыслов. В свою очередь, В.В. Шульгин фокусирует свое внимание преимущественно на формах национального самосознания и психологии, полагая отечественное «северянство» способом «охлаждения» (и в итоге – погашения) на­циональной энергии.

Загрузки

Опубликован

2022-06-01

Выпуск

Раздел

СМЫСЛЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Как цитировать

[1]
2022. «Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина). Философский журнал | Philosophy Journal. 15, 2 (Jun. 2022), 5–16. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-2-5-16.