О мысленном эксперименте-аргументе «невин­ная жертва» и абсолютном моральном запрете на насилие

  • К. Е. Троицкий Институт философии РАН (Россия)
Ключевые слова: мысленные эксперименты, мораль, этика, ненасилие, принцип ненасилия, аргумент «невинная жертва», воображаемая ситуация

Аннотация

В статье защищается принцип ненасилия от попыток его разрушения с помощью мысленных экспериментов. В ней показано, что для многих широко используемых в этической литературе мысленных экспериментов, направленных против абсо­лютных моральных запретов на ложь, убийство и пытки, несмотря на важные при детальном рассмотрении отличия, базовым служит мысленный эксперимент-аргу­мент «невинная жертва». Он включает в себя а) описание гипотетической ситуа­ции, в которой защита одного человека от насилия невозможна без использования насилия по отношению к другому человеку, а также б) вопрос о том, как следует поступить в этой ситуации. Применение такой схемы в качестве аргумента предпо­лагает: перенесение метода мысленного эксперимента на область этики, принятие предпосылок мысленного эксперимента-аргумента «невинная жертва», согласие с его условиями и формулировкой и, как следствие, выбор из двух навязываемых, неизменяемых и имморальных вариантов ответа. Несмотря на крайне спорные по­сылки, обсуждение обычно начинается сразу с выбора между двумя вариантами ответа. Мысленный эксперимент-аргумент «невинная жертва» позволяет сделать вывод о его недостаточной методологической обоснованности, а также о противо­речивости и произвольности его предпосылок и условий. Как я показываю в ста­тье, моральная реакция на него состоит не в ответе на навязываемый вопрос, а в опровержении его предпосылок и условий, что неизбежно ведет к заключению о бессмысленности и имморализме самого вопроса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-12-10
Как цитировать
Троицкий К. Е. О мысленном эксперименте-аргументе «невин­ная жертва» и абсолютном моральном запрете на насилие // Философский журнал | Philosophy Journal. 2021. Т. 14. № 4. С. 22-37.
Раздел
МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО